Такси: демпинг и дифференциация

Рынок такси в Екатеринбурге в очередной раз трансформируется на волне финансово-экономического кризиса. Для выживания в современных условиях в ход идет демпинг из-за падения спроса и дифференциация услуг для привлечения клиентов из различных слоев населения. При этом недостатка в водителях и автомобилях нынешние службы такси, которые в основном работают как диспетчерские организации, не испытывают. Из-за кризиса и девальвации рубля многие владельцы иномарок, купленных в кредит, лишились работы.

От Союза до кризиса 2008 года:

Современный рынок индивидуальных пассажирских перевозок в Екатеринбурге начинался с обычных частников или «бомбил», которые серьезно потеснили на рынке, оставшегося после развала СССР, единственного монополиста — «Екатеринбургское такси». Частники в большинстве своем колесили по городу в надежде, что их «поймает» на вытянутую руку клиент, или дежурили на остановочных комплексах утром, подвозя тех, кто постоянно пользовался их услугами. Отдельные же сбивались в группы под «крышей» криминальных групп и на автобусных и железнодорожных вокзалах навязчиво предлагали свои услуги приехавшим в город гражданам, обремененным багажом.

В середине 2000-х годов рынок такси в Екатеринбурге начал приобретать более цивилизованный характер. Появились первые полноценные частные таксомоторные компании с собственным автопарком, техническим и медицинским персоналом. Однако после кризиса 2008 года рынок такси подвергся трансформации. Доминирующую роль стали играть диспетчерские компании, которые состояли в лучшем случае из директора, бухгалтера и нескольких операторов. Последние принимали заявки на выезд такси и передавали их наемным водителям, находившимся в непосредственной близости от точки вызова. При этом шофер мог одновременно работать сразу на несколько таких фирм и даже официально нигде не быть трудоустроен.

Впоследствии большинство таксомоторных компаний стали брать на себя не только функции перевозки пассажиров, но и предлагать услуги по автоэвакуации и грузовым транспортным перевозкам.

Демпинг как средство выживания:

После того как в 2014 году начался новый виток финансово-экономического кризиса, стремительно стал дешеветь рубль и вниз поползли цены на нефть, спрос на услуги такси резко снизился. При этом стоимость обслуживания собственного автопарка в последнее время значительно выросла. С одной стороны, из-за резкого падения курса рубля выросла цена импортных авто и комплектующих. С другой, значительно увеличились услуги автострахования: КАСКО и ОСАГО.

В итоге компании, представляющие услуги такси, были вынуждены первоначально снизить цены на свои услуги. К концу декабря 2014 года тарифы вновь поползли вверх, что было обусловлено празднованием Нового года и последующими каникулами, однако впоследствии компании вновь вынуждены были пересмотреть ценовую политику в сторону снижения из-за падения спроса.

Кроме того, в связи с кризисом часть владельцев автомобилей различных классов либо потеряли работу, либо стали искать вторую, которая связана именно с их машиной. Ведь подавляющее их количество приобретено в кредит, который нужно еще погасить. Только по итогам I квартала 2015 года в Свердловской области объем просроченной задолженности по автомобильным кредитам свыше 90 дней достиг 2,1 млрд руб. Таким образом, желающих промышлять частным извозом под эгидой диспетчерских компаний сейчас достаточно много, а если кого-то не устраивает заработок, то его место тут же займет другой.

Из-за этого конкуренция между участниками рынка только усилилась. Для сохранения прежнего числа клиентов ряд компаний начал опускать цены ниже себестоимости заказа, то есть банально демпинговать. К примеру, на сегодняшний день поездка из центра Екатеринбурга в район Вторчермета может обойтись от 160 до 180 руб., тогда как еще год назад за это пришлось бы заплатить порядка 250 руб.

Так, сейчас компания «Три десятки» предлагает минимальную цену за поездку в размере 80 руб., а фирма «Автомиг» — от 100 руб. Многие таксомоторные предприятия стали дифференцировать тарифы в зависимости от того, услугу какого качества хочет получить клиент. Если человеку достаточно просто переместиться из точки «А» в точку «Б», то ему предложат по демпинговым ценам «эконом-вариант» на «Дэу-Нексия» или «Лада Приора». В случае же заказа по повышенному комфорту могут направить в точку вызова иномарку класса «Тойота Камри», но за это и заплатить придется рублей на 50-100 больше. «Бизнес-класс» же обойдется еще дороже, но здесь и поездка будет на автомобилях «Мерседес» или «Ауди».

Сложнее всего в данном случае приходится тем компаниям, которые имеют свой автопарк. Такие фирмы вынуждены работать с минимальной рентабельностью. К примеру, у компании «Авантайм», в парке которой находятся автомобили «Ситроен», «Пежо» и «Ягуар», минимальная стоимость поездки составляет 200 руб. и включает в себя 2 км пробега. А у фирмы «Везет», которая является диспетчерской компанией, это же расстояние без скидок обойдется клиенту в 125 руб. При этом демпинг распространился и на провоз багажа и домашних животных. Часть компаний просто оказывает сейчас эти услуги бесплатно, как, к примеру, «Три десятки». А вот в «Скай Такси» за это придется заплатить от 50 до 200 руб. в зависимости от наличия специальной переноски для четвероногого или пернатого и от его размера.

Диспетчерские фирмы от кризиса пострадали меньше, так как фактически не несут расходов на амортизацию транспортных средств. При этом количество водителей, которые хотят заработать на перевозках под их эгидой, увеличилось.

Яндекс против диспетчеров:

Против работы диспетчерских служб выступает ГИБДД, сотрудники которой считают, что их деятельность существенно снизила безопасность перевозимых пассажиров и не позволяет каким-либо образом проконтролировать техническое состояние транспортных средств и состояние здоровья водителей.

В Госавтоинспекции считают, что учитывая сдельную форму работы, водители ставят перед собой лишь коммерческие цели, забывая о безопасности перевозимых пассажиров. И даже в случае ДТП диспетчерская служба по факту ни в чем не виновна, поскольку лишь приняла заказ от гражданина и передала его индивидуальному предпринимателю. Однако реальных рычагов влияния у ГИБДД на диспетчерские фирмы нет.

Сейчас на рынок Екатеринбурга выходит сервис «Яндекс.Такси». Как отмечают в компании, он позволяет вызвать такси, не делая звонков. Заказ получают водители, которые находятся ближе к клиенту. Фактически схема такая же, как и у диспетчерских компаний.

«Яндекс.Такси» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Туле, Уфе, Нижнем Новгороде, Калининграде. Насколько сервис будет популярен в Екатеринбурге, пока сказать сложно, учитывая, что сейчас к нему подключены машины комфорт-класса из четырех таксопарков: «Такси-Город», «Такси Авантайм», Skytaxi и Top Taxi. Они будут обслуживать пользователей по тарифам «Комфорт» и «Комфорт плюс». То есть минимальная цена поездки будет выше 100 рублей, что не помешает диспетчерским фирмам продолжать и дальше демпинговую политику.

Точку же в этом противостоянии поставят граждане, которые будут, как обычно, голосовать рублем за комфорт или за экономию.

Источник
http://urbc.ru/1068042521-taksi-demping-i-differenciaciya.html

Похожие новости